669514, Иркутская область,
Эхирит Булагатский район,
с.Харазаргай, ул.Молодёжная, 1
тел.: 8(39541)2-36-36
e-mail: kharazargai@mail.ru

Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Харазаргайское» на 2011-2015 годы

Российская Федерация

Иркутская область

Эхирит-Булагатский район

Муниципальное образование

«Харазаргайское»

Дума

 

Решение

 

«Об утверждении социально-экономической

программы 2011-2015 года»

 

от 20.06.2011 г.  № 94                                                                                            с. Харазаргай

 

 

В целях развития МО «Харазаргайское» на основании п. 4 ст. 24 устава МО «Харазаргайское».

 

Дума решила:

 

 

1.Утвердить социально-экономическую программу МО «Харазаргайское» на 2011-2015 года.

 

2. Настоящее решение опубликовать в газете «Вестник МО «Харазаргайское».

  

 

 

Глава муниципального

образования                                                                           Пятых П.Н.

 

 

 

 

 

 

Российская Федерация

Иркутская область

Эхирит-Булагатский район

Муниципальное образование

«Харазаргайское»

 

 

 Программа

комплексного социально-экономического развития

муниципального  образования

«Харазаргайское»

на 2011-2015  годы


 

 

С. Харазаргай

2011 год

Содержание

 

Паспорт                                                                                      

3

Введение

5

1. Общая  характеристика  МО                                                              

6

2. Оценка тенденций социально-экономического развития района

6

2.1. Развитие сельского хозяйства                                                               

6

 

 

2.3. Развитие малого предпринимательства

11

2.4. Уровень развития потребительского рынка

11

 

 

2.6. Демографическая ситуация

13

2.7. Анализ социальной сферы

14

2.8. Денежные доходы населения

21

 

 

2.10. Анализ доходов и расходов бюджета МО

25

2.11. Результаты SWOT – анализа

26

3. Ресурсы и резервы социально-экономического развития МО

32

3.1. Климатические условия

32

 

 

 

 

3.4. Водные ресурсы

33

3.5. Трудовые ресурсы

33

3.6. Земельные ресурсы

35

4. Цели и задачи социально-экономического развития Эхирит-Булагатского района

36

4.1. Цели и задачи демографической политики

36

4.2. Цели и задачи в сфере уровня жизни

36

4.3. Цели и задачи системы здравоохранения

36

4.4. Цели и задачи по развитию системы образования

36

4.5. Цели и задачи развития культуры

37

4.6. Цели и задачи молодежной политики

37

4.7. Цели и задачи развития физической культуры и спорта

38

4.8. Цели и задачи агропромышленной политики

38

 

 

 

 

 

 

4.9. Цели и задачи жилищной политики

39

4.13. Цели и задачи развития малого бизнеса

39

4.14. Цели и задачи экологической политики

40

4.15. Цели и задачи в сфере законности и правопорядка

40

4.16. Цели и задачи в сфере управления муниципальной собственностью

40

4.17. Цели и задачи бюджетной политики

40

5. Приоритеты территориального планирования Эхирит-Булагатского района

41

6. Кадровое обеспечение

45

7. Механизм реализации Программы

46

8. Основные индикаторы социально-экономического развития Эхирит-Булагатского района на период до 2015 года

48

8. Ресурсное обеспечение реализации Программы

49

Приложения

50

 

 

Паспорт

Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Харазаргайское» на 2011-2015 годы

 

Наименование

Программы

 Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Харазаргайское» на 2011-2015 годы

Заказчик Программы

Администрация муниципального образования «Харазаргайское».

Основные разработчики Программы

Администрация МО «Харазаргайское»

Цель Программы

Обеспечение роста благосостояния населения поселения и развитие эффективной экономики.

Сроки реализации Программы

2011-2015 годы

Перечень основных мероприятий

- оказание содействия  в реализации инвестиционных проектов;

 

Исполнители основных мероприятий.

Администрация МО «Харазаргайское»

Учреждения социальной сферы МО

 

Объемы и источники финансиро

вания

Общая потребность в финансировании Программы составляет 18,1 млн. рублей, в т.ч. по годам:

2011 год –  3,1 млн. рублей;

2012 год –  3,4 млн. рублей;

2013 год –  3,6 млн. рублей;

2014 год –  3,8 млн. рублей;

2015 год –  4,2 млн. рублей.

В том числе по источникам финансирования:

- областной бюджет – 94,8 %;

- местный бюджет – 5,2 %.

Ожидаемые результаты Программы

¨       рост объема реализации продукции, работ и услуг - в 2,0 раза;

¨       снижение уровня безработицы за счет создания  дополнительных рабочих мест;

¨       рост среднемесячной заработной платы в 2,0 раза;

¨       рост среднедушевых денежных доходов населения - в 2,0 раза;

¨       увеличение собственных доходов местного бюджета - в 1,3 раза.

Основные  приоритетные  направления  

1. Развитие  экономики   поселения;

2. Создание    благоприятных  условий   для жизнедеятельности   населения  поселения.

Механизм управления реализаций Программы

Составление планов реализации программных мероприятий на каждый финансовый год, их корректировка в соответствии с финансовыми возможностями и утверждение на Думе МО «Харазаргайское».

     Ежегодный мониторинг выполнения индикаторов Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Харазаргайское» на 2011-2015 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Настоящая Программа социально-экономического развития муниципального образования «Харазаргайское»  на среднесрочную перспективу подготовлена в соответствии с Уставом муниципального образования «Харазаргайское»  «О социально-экономическом развитии муниципальных образований округа».

Программа представляет собой комплексную систему ориентиров социально-экономического развития муниципального образования «Харазаргайское»  и намеченных местной администрацией путей и средств достижения указанных ориентиров.

Реализация ее должна обеспечить социально-экономическое развитие муниципального образования в среднесрочной перспективе, увеличить эффективность использования имеющегося потенциала, создать более благоприятные инвестиционные условия на территории муниципального образования, повысить качество и уровень жизни населения.

 

  1. 1.Общая характеристика муниципального образования

 

             Муниципальное образование «Харазаргайское»  расположено в северо-западной части Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Площадь муниципального образования составляет 22295,83 га.

В муниципальное образование входят 2 населенных пункта с общей численностью населения 1008 человек: с. Харазаргай - 470 чел.; д. Кукунуты - 538 чел.;

Трудоспособное население составляет 353 чел., занято в экономике МО 192 чел., в том числе в бюджетной сфере 73 чел, в КФХ 2 чел.,  в индивидуальном предпринимательстве 9 чел., в личном подсобном хозяйстве 252 чел.

 

             

 

2. Оценка тенденций

 социально-экономического развития  района

 

2.1. Развитие сельского хозяйства

 

      Основной  вид  экономической деятельности  района - это  сельское  хозяйство,   где  приоритетным  направлением  является  животноводство. 

Животноводство     играет   ключевую   роль   в  обеспечении   населения   продуктами  питания и занятости сельских жителей.

 

 

 

 

 

 

 

таблица 1

Производство   сельскохозяйственной  продукции  

по   состоянию  на  01.01.2011  г.

 

№ п/п

Наименование продукции

ЛПХ

Всего

по МО

2009г.

2009г.  в % к  2010г.

2010г.

2009г.  в % к  2010г.

1.

Молоко

1600

113,3

1600

113,3

2.

Мясо

117

107,3

118,3

107,2

 

Яйца, тыс. шт.

10

102,5

10

102,5

3.

Зерно

-

-

-

-

4.

Картофель

240

102

240

101,9

5.

Овощи

15

100

15

100

6.

Индекс   производства  сельхозпродукции, %

 

-

 

-

7.

Посевная площадь, га

110

101,1

110

101,1

8.

Поголовье  

КРС - всего,г ол.

в т.ч. коров, гол.

Свиней, гол.

Овец и коз, гол.

Лошадей, гол.

1970

1301

657

25

464

180

100,3

 

100,6

122,5

105,5

110,1

2119

1334

617

55

527

203

100,3

 

100,4

123,1

105,8

111,4

 

По   состоянию  на  1 января  2011  г.  на  территории   МО  действует    два КФХ,    личных   подсобных  хозяйств - 252.

В   целях  дальнейшего повышения   эффективности  сельскохозяйственного  производства    на  территории  МО  реализуется  приоритетный национальный  проект «Развитие  агропромышленного   комплекса»,  который  предусматривает   развитие  животноводства   и   малых   форм  хозяйствования.

 

 

2.3. Развитие малого предпринимательства

 

Сферу малого   предпринимательства    на  территории   муниципального образования  «Харазаргайское»   представляет  сеть      индивидуальных предпринимателей сферы торговли МО.

 По состоянию  на  1   января  2011  г.  в  МО  зарегистрировано  4  магазина,     3  индивидуальных  предпринимателя   без  образования  юридического  лица.

 

таблица  5

Динамика  развития  малого  предпринимательства

                                                                                                                                       

Показатели

годы

2009г. в % к 2010г.

2009

2010

Объем производимой и реализуемой  продукции,  млн.руб.

2,45

3,162

129,0

Занято в малом бизнесе, чел.

4

4

100,0

Среднемесячная заработная плата, руб.

1500

1940

129,3

 

Основные проблемы в сфере малого  предпринимательства:

- несовершенство   и  непостоянство  законодательства;

- высокие  процентные ставки за пользование кредитными  ресурсами;

- дефицит   квалифицированных  кадров;

- административные  барьеры.

 

2.4. Уровень развития потребительского рынка

 

В   настоящее  время потребительский  рынок  товаров  и   услуг   в  МО  достаточно  насыщен     продовольственными  товарами. За  последние  2-3  года   сеть  торговли  продолжала  развиваться  и  качественно   изменилась.  Расширяется   ассортимент  предлагаемых  товаров, рациональнее  используются  торговые   площади.

 

таблица 6

Динамика развития  потребительского  рынка

 

Показатели

Ед. изм.

годы

2009г.   в % к 2010г.

2009

2010

Торговля:

 

 

 

 

Оборот  розничной  торговли

млн. руб.

2,05

2,766

134,9

Индекс физического объема

%

-

-

 

 

Необходимо отметить, что оборот розничной торговли  в большей мере  стал формироваться за счет продажи товаров организациями торговли с  применением современных форм обслуживания населения.  В данной сфере занято  4 человека.

 

Основные проблемы:

- недостаточное количество оборудованных помещений для торговой деятельности;

- отсутствие в поселении  организаций, занимающихся бытовым обслуживанием населения.

 

 

 

2.6.  Демографическая ситуация

 

               Демографическая   ситуация  в  муниципальном образовании  за  последние  годы  характеризуется увеличением  численности  населения за счет миграционной прибыли   населения.

таблица 9

Основные  демографические  показатели  района

 

Наименование показателя

Ед. изм.

годы

 

 

2009

 

2010

Численность постоянного населения района -  всего

чел.

1004

1007

 

Плотность населения

чел./кв.км

7,5

7,4

 

Число  родившихся

чел.

8

10

 

Число   умерших

чел.

6

6

 

Естественный прирост населения

чел.

34

35

 

Миграционная  убыль (-) населения

чел.

-4

-4

 

 

 

Основные проблемы:

- старение  населения;

- миграционный отток  молодежи;

- относительно высокая смертность трудоспособного населения.

 

 

 

Численность граждан,

нуждающихся в особой защите государства

 

Категории граждан

Численность человек

01.01.2010г.

факт

01.01.2011г.

прогноз

Инвалиды и участники ВОВ

-

-

Ветераны боевых действий на территории др. государств

       -

-

Труженики тыла

13

13

Вдовы погибших инвалидов войны

2

3

Ветераны труда

39

40

Многодетные семьи

28

29

 

 

Система здравоохранения муниципального образования  представлена 2 фельдшерскими пунктами.

 Данные подразделения оказывают первичную медицинскую помощь,  а также необходимую экстренную помощь населению МО. В Фельдшерских пунктах работают 2 фельдшера.

                                                                   

Обеспеченность населения  врачами   и   средним

медицинском персоналом  на  10000  населения

(по состоянию на начало года)

 

Наименование показателя

годы

2009

2010

Обеспеченность на 1 000 населения:

- врачами, чел.

- медперсоналом, чел.

 

-

2

 

-

2

 

 

 

Основные проблемы в сфере здравоохранения:

- высокий уровень социально-обусловленных заболеваний;

- слабая материально-техническая  база  системы  здравоохранения.

 

Сфера культуры в МО  направлена на сохранение и развитие творческого потенциала граждан,  профессиональную подготовку, повышение квалификации, обучение работников культуры. Особое внимание уделяется изучению и внедрению инновационных программ в сфере культуры.

 

 

Количество учреждений культуры в муниципальном образовании

                                                                                                             единиц

Наименование учреждений культуры

годы

2010

2011

Учреждения культуры досугового типа

1

1

Общедоступные библиотеки

2

2

 

Учреждения культуры МО занимают активную позицию в формировании историко-самобытной направленности населения, проживающего на  территории МО. Стали традиционными культурные мероприятия как поселенческие, так и праздники народного творчества, выставки декоративно-прикладного искусства,  конкурсы художественного самодеятельного творчества. В СДК действуют 3 клубных формирования, число участников- 23 чел.

 В МО неплохо развито библиотечное обслуживание населения. Услугами библиотек пользуются более 50 % проживающего населения. Одним из ведущих направлений в деятельности библиотек является краеведение. Во всех библиотеках сформированы краеведческие фонды и уголки «Край, в котором мы живем». За 2010 год проведено около 20 мероприятий: выставки, диспуты, беседы, конкурсы.

 

Основные проблемы в сфере культуры:

- недостаточная обеспеченность материально–техническими ресурсами учреждений культуры;

- низкий   процент  обновления   книжного  библиотечного   фонда.

 

Система образования муниципального образования представлена учреждениями, реализующими программы среднего, основного (неполного среднего), начального общего образования.

 

Сеть  образовательных учреждений

 

Наименование учреждений

Количество, единиц

Число         учащихся, чел.

Начальная школа

1

22

Средняя школа

1

74

 

Образовательной деятельностью в МО  занимается   25 педагогов.

В 2 общеобразовательных школах обучается    учащихся.

В целях изучения профессиональных достижений педагогов, обобщения их опыта, повышения квалификации проводятся районные семинары, творческие отчеты, мастер-классы, конкурсы.

Для определения уровня обученности детей ежегодно проводится мониторинг знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла, русскому и бурятскому языкам и литературе.

 

Динамика основных показателей

функционирования и развития образования

 

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

Обеспеченность средних школ компьютерными классами, %

100

100

Удельный вес выпускников школ, поступивших в ВУЗы, %

44

53

Удельный вес учителей в дневных образовательных учреждений, имеющих высшее образование, %

85

85

Охват учащихся 1-3 (4) классов режимом продленного дня в % к общей численности обучающихся

90

90

 

 

Основные проблемы в сфере образования:

-  недостаток финансовых средств в сельском поселении для ежедневного подвоза школьников;

-  неукомлектованность  общеобразовательных   учреждений современным  учебным  оборудованием   и  учебно-наглядными пособиями;

-  недостаточное  обеспечение учителей  жильем;

-  образовательным   учреждениям  необходим  текущий  и   капитальный  ремонт.

 

 

Основные проблемы в сфере физической  культуры  и  спорта:

- снижение  физической   активности   во   всех  возрастных группах  населения;

- недостаток средств на строительство новых и реконструкцию   имеющихся   спортивных   сооружений.

 

Молодежная   политика. По  состоянию  на  1   января  2011  года   в  МО   проживает  251   молодых  граждан от 18 до 30 лет,   что   составляет  84,9%  от  общего  числа  жителей  МО. 

Однако в настоящее время  достаточно   высокий   уровень    безработицы  среди   молодежи.

 

Основные проблемы в сфере молодежной   политики:

- низкая  обеспеченность  жильем  молодежи;

- высокий  уровень  безработицы  среди   молодежи;

- недостаточный уровень привлечения   молодежи   в  общественно  - политическую  и   социально-экономическую  жизнь.

 

Правоохранительной деятельностью  на  территории  МО  занимается районный  отдел  внутренних  дел, в том числе участковый милиционер. Благодаря предпринимаемым профилактическим  мерам и проводимым рейдам в  рамках операций «Суррогат»,  «Барьер», «Рынок»  и  др. в районе за 2010 г. количество    зарегистрированных   преступлений снизилось, а их раскрываемость увеличилась.

 

 

        2.9. Жилищно-коммунальная,

        транспортная и коммуникационная инфраструктуры

 

Жилищно-коммунальная инфраструктура МО  представлена  15,1   тыс. кв. м   жилищного   фонда.  

 

Обеспеченность жилищным фондом

 

Показатели

На 1.01.2010г.

На 1.01.2011.

2010г. в % к 2011г.

 Жилищный  фонд, всего, тыс.кв.м.

15,2

15,2

100

 Приходится жилищного фонда в среднем  на  1  жителя, кв.м

15,1

15,1

100

 

В настоящее время в МО на учете для получения жилья состоит 8 молодых  семей.

Жилищное  строительство на  территории МО осуществляется за счет реализации:

- федеральной   целевой   программы «Жилье молодым семьям»

- федеральной   целевой   программы «Социальное  развитие   села»

 

 

Основные проблемы в сфере жилищно-коммунального  обслуживания:

- значительный   физический  и  моральный  износ  жилищного   фонда;

- низкие  темпы   жилищного   строительства;

- высокий уровень затрат в отрасли.

 

Транспортная  инфраструктура. Муниципальный фонд автодорог составляет 12,5 км,  с гравийным  и  грунтовым покрытием – 12.5 км.

                    

 

Связь. Формирование  системы  современных средств  связи и информационного обеспечения имеет  важное значение для МО. Стационарной телефонной связью обеспечены два населенного пункта. Во всех населенных пунктах пользуются услугами сети «Интернет»

В населенных пунктах поселении в настоящее время установлены  таксофоны, в здании администрации МО, в Харазаргайской и Кукунутской школах. Отсутствует устойчивая сотовая связь.

Почтовая   связь   осуществляется  через  отделение  почтовой   связи  ФГУП «Почта  России».  Почтовой   связью  оказываются различные виды услуг населению: оплата почтовых переводов, выплата пенсий и пособий и т.д.

 

Основные проблемы в сфере транспорта  и   связи:

   -  слабо  развитая  транспортная  сеть;

   - неудовлетворительное   состояние автодорог;

   - отсутствие устойчивой сотовой связи.

 

2.10. Анализ доходов и расходов бюджета поселения

 

            Поступление  налогов  и   сборов  за  2010 г.  составило  160 тыс.руб.,  что больше на 24,3 тыс.рублей к 2009г.или 117,9% .

Основным источником  собственных доходов бюджета является налог на доходы физических лиц (62,5 %).

            Финансовая помощь из бюджета субъекта составляет 2,5 млн.  руб. или 94,0%.

            

 

 

Исполнение бюджета по доходам и расходам за 2010 год

 

Статьи доходов и расходов бюджета

Всего,

тыс. рублей

в % к итогу

Доходы - всего

2663

100,0

    из них:

 

Налог на доходы физических лиц

100

3,75

Налог на совокупный доход

2

0,09

Налог на имущество

32

1,20

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

0

0

Безвозмездные перечисления

2503

93,99

Доходы от оказания платных услуг или компенсация затрат государства

26

0,97

Расходы - всего

2754

100,0

из них по направлениям:

 

Общегосударственные вопросы

1945

70,61

Национальная оборона

45

1,63

Национальная экономика

 

 

в том числе:

 

 

Сельское хозяйство и рыболовство

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

0

0

Социально-культурные мероприятия

0

0

из них на:

 

 

Образование

0

0

Культуру, кинематографию и средства массовой информации

734

26,67

Здравоохранение и физическую культуру

30,0

1,09

Социальную политику

 

 

 

Основная проблема:

-    несбалансированность ресурсов и обязательств.

 

 

2.11. Результаты SWOT – анализа

 

               На основе анализа исторических, социальных, экономических предпосылок развития района, динамики основных социально-экономических показателей за последние годы, выявлены и структурированы следующие сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы развития Эхирит-Булагатского муниципального района.

                                                                                                                    

Факторы

Влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования

Позитивные

(сильные стороны)

Негативные

 (слабые стороны)

1. Качество жизни населения МО

1.1. Уровень охраны здоровья населения МО

 

 

- средняя продолжительность жизни в МО

 

В динамике за последние годы прослеживается снижение показателя.

- характеристика рождаемости и смертности

За последние три года в МО ежегодный рост рождаемости населения. Показатель рождаемости превышает показатель смертности.

Высокая смертность граждан трудоспособного возраста.

- заболеваемость населения

Уровень заболеваемости населения не превышает среднероссийский показатель.

Рост уровня заболеваемости социальными болезнями (туберкулез).

- обеспечение лекарствами и медикаментами

Наличие  удобной для реализации населению.

Соотношение стоимости лекарственных препаратов и доходов населения делает большую часть препаратов недоступными для приобретения.

- обеспечение продуктами питания

Наличие  торговой сети в МО в основном за счет малого бизнеса.

Наличие личных подсобных хозяйств у основной массы населения.

Неполноценность питания большинства населения в связи с низким прожиточным уровнем населения и постоянным ростом цен.

 

1.2. Уровень жизни населения

 

 

- денежные доходы населения

 Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» способствует расширению личных подсобных хозяйств у населения и, следовательно, увеличению доходов населения.

Уровень денежных доходов на душу населения ниже среднеобластного показателя.

Высокая доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (45 %).

- обеспеченность населения бытовыми услугами

 

Отсутствие отдельных видов бытовых услуг населенных пунктах.

1.3. Уровень социального обеспечения

 

 

- уровень пенсионного обеспечения

Все население муниципального образования старше трудоспособного возраста имеет пенсионное обеспечение.

Достаточно низкий средний размер пенсии у пенсионеров.

1.4. Уровень жилищно-коммунального и культурного обеспечения населения

 

 

- обеспеченность жильем

 

В МО на учете для получения жилья стоит 7 молодых семей.

- содержание жилого фонда

 

Износ жилищного фонда в среднем составляет 65 %.

- благоустройство территорий:

 

 

а) дорожное хозяйство

Около 20 % автодорог имеют асфальтовое покрытие.

 Автодороги  с асфальтовым покрытием требуют капитального ремонта.

 

б) санитарная очистка

 

Устаревшая система сбора ТБО. Недостаток полигонов для сбора ТБО.

Обеспеченность населения объектами культуры, просвещения

Все муниципальные образования обеспечены объектами культуры, просвещения.

Большинство объектов культуры и просвещения требуют капитального и текущего ремонта.

2. Экономико-географическое положение

- географическое положение

Близость МО к областному центру.

Территория МО слабо обводнена.

- близость к сырьевым ресурсам

 

Отдаленность лесо-сырьевых ресурсов – 80-100 км.

3. Население и трудовые ресурсы

- возрастная структура населения

 

Старение населения в сельской местности

- занятость населения

Наличие инвестиционных проектов, способствующих созданию дополнительных рабочих мест.

Значительная доля экономически активного населения работает в личных подсобных хозяйствах.

- миграционные процессы

 

Миграционный отток населения по МО.

4. Экономический потенциал

- трудовой потенциал

МО располагает необходимым трудовым потенциалом.

Низкий уровень занятости  населения.

- бюджетный потенциал

 

Значительное несоответствие доходной и расходной частей бюджета.

- финансовый потенциал

 

Недостаток финансового обеспечения юридических и физических лиц для получения кредитных ресурсов.

- инвестиционный потенциал

.

Относительно слабо развитые инфраструктуры рынка и жизнеобеспечения.

 

В муниципальном образовании  имеется такой фактор, как сельскохозяйственные земли, которые могут стать основой его развития. К ним относятся:

Природно-ресурсные:

  • сельскохозяйственные земли.

Экономические и географические:

  • потенциальные возможности развития сельскохозяйственного производства;
  • наличие свободных производственных площадей.

 

Социальные:

  • наличие собственного трудового потенциала;
  • наличие еще незначительного, но все увеличивающего слоя населения, готового к предпринимательской деятельности, адаптированного к условиям формирующейся рыночной экономики.

Институциональные:

  • конституционно определены разграничения полномочий между различными органами власти;
  • развивается малый бизнес и предпринимательство.

 

Анализ стартовых условий, факторов, преимуществ и недостатков развития отдельных отраслей экономики МО  приведен в нижеуказанной таблице.

 

Сельское хозяйство

 

Факторы роста

Факторы торможения

1. Наличие крестьянских (фермерских) хозяйств

/внутренний фактор/.

2. Диспаритет цен на материально-технические ресурсы и сельскохозяйственную продукцию /внешний фактор/.

2. Наличие земельных ресурсов для дальнейшего развития фермерских хозяйств /внутренний фактор/.

3. Отсутствие государственной системы закупок сельскохозяйственной продукции /внешний фактор/.

3. Наличие кадров со средним специальным и высшим образованием

/внутренний фактор/.

5. Низкий платежеспособный спрос населения в отношении продуктов с повышенным качеством /внешний фактор/.

 

 

 

3. Ресурсы и резервы социально-экономического развития

Муниципального образования

 

3.1. Климатические условия

Климат района резко континентальный с продолжительной суровой зимой и теплым засушливым летом. Среднегодовое количество осадков составляет 350 – 380 мм. Высота снежного покрова варьируется в пределах 25 –  40 см. В течение года преобладают ветры северо-западного направления.

        Агроклиматические условия  района благоприятны для сельскохозяйственного производства. Вегетативный период теплый и умеренно-теплый, его продолжительность - 90-125 дней. Вегетационный период начинается 4-6 мая и заканчивается 2-7 сентября, что позволяет возделывать многие сельскохозяйственные культуры. Лимитирующими факторами являются засушливые явления в весенне-летний период и поздние весенние и ранние осенние заморозки.

 

 

  

 

3.5. Трудовые ресурсы

Численность     трудоспособного  населения  района     по   статистическим  данным   составляет  397 чел.  Или 51 %  от  общей   численности    постоянного населения  МО.

 

 

 

 

 

4. Цели и задачи социально-экономического развития

Муниципального образования «Харазаргайское»

 

Основная стратегическая цель развития муниципального образования – это обеспечение роста благосостояния населения МО и развитие эффективной экономики.

4.1. Цели и задачи демографической политики

Основная цель - улучшение демографической ситуации в районе.

Основные задачи:

- снижение уровня смертности населения и создание предпосылок для увеличения показателей рождаемости;

- повышение продолжительности жизни.

 

4.2. Цели и задачи в сфере уровня жизни

Основная цель - повышение доходов населения и покупательной способности.

Основные задачи:

-       обеспечение роста денежных доходов населения, в том числе работников бюджетной сферы;

-       обеспечение адресности социальной поддержки населения.

 

4.3. Цель и задачи системы здравоохранения

Цель здравоохранения – сохранение и улучшение здоровья населения Эхирит-Булагатского района, обеспечение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения.

Основные задачи:

- обеспечение прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи;

- профилактика заболеваний всех слоев населения.

- повышение квалификации медицинских работников.

 

4.4. Цели и задачи по развитию системы образования

Цель образования  – обеспечение доступного и качественного образования,  создание условий для удовлетворения потребностей личности в образовательных услугах.

 

 

Основные задачи:

- модернизация образования через совершенствование содержания среднего (полного) общего образования;

- совершенствование форм повышения квалификации педагогов;

- повышение роли дошкольного образования в воспитании детей и подготовке их к систематической учебной нагрузке;

- информатизация общеобразовательных учреждений;

 - сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;

 

4.5. Цели и задачи развития культуры

Основная цель - сохранение и дальнейшее развитие культурного потенциала и культурного наследия.

Основные задачи:

-       сохранение единого культурного пространства;

-       развитие и укрепление кадрового и интеллектуального потенциала сферы культуры и искусства;

-       возрождение и внедрение художественных ремесел, фольклора;

-       сохранение и поддержка национальных форм культурной деятельности.

- совершенствование информационно-библиотечного обслуживания населения.

 

4.6. Цели и задачи молодежной политики

Основная цель укрепление и развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.

Основные задачи:

- развитие системы профориентации, трудоустройства и создания новых рабочих мест для молодежи;

- поддержка молодой семьи;

- разработка системы семейных мероприятий в культурно - досуговой сфере.

4.7. Цели и задачи развития физической культуры и спорта

Основная цель вовлечение широких слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом для полноценного физического и духовного развития граждан и профилактики заболеваний, правонарушений.

Основные задачи:

- развитие детско-юношеского спорта;

- организация и проведение спортивных и физкультурно-массовых     мероприятий среди населения МО;

- улучшение материально-спортивной базы.

 

 

4.11. Цели и задачи развития инфраструктуры

Транспорт

 

Основная цель повышение доступности транспортных услуг.

        Основная задача:

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению, организация транспортного обслуживания населения между населенными пунктами муниципального образования.

Связь

 

Основная цель формирование на территории района разветвленной коммуникационной инфраструктуры.

Основные задачи:

-   повышение обеспеченности населения услугами связи и сети «Интернет».

-   развитие конкуренции среди операторов сотовой связи.

 

4.12. Цели и задачи жилищной политики

Основная цель повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Основные задачи:

- надлежащее  содержание улиц,  придомовых и прочих территорий в соответствии с требованиями;

 

4.13. Цели и задачи развития малого бизнеса

Основная цель расширение сфер деятельности малого бизнеса.

 

Основные задачи:

- создание условий, благоприятствующих развитию малого и среднего бизнеса;

- создание условий для формирования эффективной конкурентной среды.

4.15. Цели и задачи в сфере законности и правопорядка

Основная цель защита законных прав и свобод граждан, а также государственной, муниципальной, частной и др. собственности.

Основные задачи:

- активизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на территории муниципального образования;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

4.16. Цели и задачи

в сфере управления муниципальной собственностью

 

Основная цель оптимизация структуры и повышение эффективности использования муниципальной собственности.

          Основные задачи:

- проведение мероприятий в сфере земельных и имущественных отношений, согласно проводимых правительством РФ реформ;

- совершенствование правовой регламентации процессов управления муниципальной собственностью;

- увеличение доходов местного бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью.

 

4.17. Цели и задачи бюджетной политики

Основная цель создание системы эффективного управления муниципальными финансами.

Основные задачи:

- повышение доходного потенциала местного бюджета МО, изыскание дополнительных доходных источников;

- совершенствование системы бюджетного планирования, внедрение современных методов и процедур;

- совершенствование методов бюджетного управления в рамках бюджетного процесса, в том числе внедрение бюджета, ориентированного на результат;

- повышение эффективности бюджетно-финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств.

 

5. Приоритеты  территориального планирования

Муниципального образования

 

 «Развитие экономики МО»:

 

п/п

Наименование 

муниципального 

образования

Приоритеты

развития  муниципального  образования

2.

Муниципальное  образование «Харазаргайское»

 1. Привлечение потребительских кооперативов  по закупу сельхозпродукции в населенных пунктах МО;

 

 

 «Создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения МО».

В МО «Харазаргайское» будут проводится следующие мероприятия по восстановлению и созданию социальной и жилищной инфраструктур:

- обеспечение качественной телефонной связью населенных пунктов МО за счет расширения сети операторов сотовой связи.

- строительство новых и ремонт действующих водокачек.

 

6. Кадровое обеспечение

 

Главной задачей на предстоящий период является совершенствование работы по формированию кадрового потенциала, способного, по своим деловым и профессиональным качествам, успешно решать поставленные перед ним задачи, созданию необходимых условий для его эффективного использования.

Основными направлениями кадрового обеспечения организаций МО являются:

- Создание необходимых условий для трудоустройства и закрепления молодых специалистов на селе и, в первую очередь, прошедших обучение на контрактно-целевой основе.

В социальной сфере планируется:

- в сфере образования - подготовка педагогических кадров.

- в сфере здравоохранения - повышение квалификации кадров.

 

 

7. Механизм реализации Программы

 

  Механизм реализации Программы основывается на принципах согласования интересов всех участников экономического процесса: органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, а также широких слоев населения. Он призван обеспечить выполнение всех заложенных в Программе мероприятий в рамках социальной, экономической, финансовой, а также инвестиционной политики.

Реализация Программы предусматривает использование всех имеющихся инструментов осуществления муниципальной социально-экономической политики: нормативно-правовое регулирование, реализация целевых программ, осуществление капитальных вложений органами местного самоуправления, осуществление муниципального заказа, развитие системы взаимодействия с субъектами хозяйственной деятельности, взаимодействие с органами государственной власти.

Достигнуть всех задач, поставленных в программе, удастся только в том случае, если ее реализация будет проходить в соответствии с нижеприведенными принципами:

1. Инновационность – применение нестандартных инструментов и подходов в работе мэрии района по реализации программы.

2. Согласованность – программа должна реализоваться только на основе многостороннего и конструктивного диалога людей и организаций, чьи интересы существенно связаны с районом и чьи ресурсы позволяют существенно влиять на его развитие, к которым относятся представители власти, бизнеса и гражданских институтов.

3. Статусность – инициатива реализации Программы должна исходить от первого лица населения – главы администрации МО, и сам процесс реализации Программы должен проходить при его непосредственном участии.

4. Прозрачность – закрепление в Программе конкретных индикаторов (показателей) оценки результативности реализации Программы, позволяющих осуществлять регулярный мониторинг достижения целевых установок Программы. Мониторинг результативности Программы должен быть открытым и доступен всем участникам реализации Программы.

Особое место должна занять отработка хозяйственно-экономического механизма реализации Программы, который предполагает:

1) системную, последовательную и своевременную разработку:

а) прогнозов социально-экономического развития (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные);

б) перспективных финансовых планов;

д) планов действий по реализации Программы на очередной финансовый год;

2) мониторинг реализации Программы;

3) разработку и утверждение системы экономических, финансовых и социальных индикаторов, характеризующих:

а) темпы роста экономики (рост выручки предприятий района и др.);

б) доходы и расходы районного бюджета (бюджетную обеспеченность и пр.);

в) динамику социально значимых показателей.

Ведущим инструментом механизма реализации программы является ежегодный план действий по реализации Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Алужинское» на 2011-2015 годы. Ежегодный план действий по реализации программы – это официальный документ, в котором конкретизированы все действия субъектов стратегического планирования по достижению намеченных на данный период результатов. План должен утверждаться постановлением главы администрации района. План мероприятий является основой для определения объемов бюджетных ассигнований.

Кроме того, ожидаемый эффект от реализации Программы оценивается следующими показателями:

- экономический эффект - рост объемов производства,

- бюджетный эффект -  рост поступлений в бюджетную систему,

- социальный эффект -  создание дополнительных рабочих мест.

Управление Программой, в том числе текущий контроль за ее реализацией, осуществляет глава администрации МО «Алужинское».

На основе изложенных в Программе направлений социально-экономической политики органы местного самоуправления разрабатывают целевые программы, конкретизирующие мероприятия, способствующие достижению главной цели и решению поставленных Программой задач.

Координацию разработки целевых программ и планов мероприятий, контроль и анализ хода работ, корректировку Программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации осуществляет глава администрации МО «Харазаргайское».

 

8. Основные индикаторы социально-экономического развития МО «Харазаргайское»  на период до 2015 года

 

По итогам реализации Программы предполагается преодоление негативных тенденций социально-экономического развития МО «Харазаргайское».

 и обеспечение условий для его устойчивого развития.

Ожидаемые результаты реализации Программы к 2015 г. по сравнению с уровнем 2010 г.:

¨     рост объема реализации продукции, работ и услуг - в 2,1 раза;

¨     снижение уровня безработицы за счет создания  дополнительных рабочих мест;

¨     рост среднемесячной заработной платы в 2,0 раза;

¨     рост среднедушевых денежных доходов населения - в 2,0 раза;

¨     увеличение собственных доходов местного бюджета - в 1,3 раза.

 

 

 

9. Ресурсное обеспечение реализации Программы

 

Программа включает ряд мероприятий, выполнение которых требует привлечение финансовых средств. Основными источниками финансового обеспечения являются:

- местный бюджет – 6,4%;

- областной бюджет – 93,6%.

В сфере использования средств местного бюджета основой является решение  Думы о бюджете муниципального образования на текущий год.